Пожелания ФИПИ по изменению критериев оценивания ОГЭ. Задание 19.

В первую очередь, рассмотрим задание, которое получает учащийся (Демоверсия ГИА по информатике и ИКТ 2014 г. задание 19): 
Выполните задание 
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
  1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
  2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
При выполнении задания 19 учащийся находит ответы на вопросы, сформулированные в задании, однако, об использовании средств электронной таблицы: формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных требований нет. Учащемуся рекомендуется записать ответ в указанные ячейки электронной таблицы, после чего сохраняет электронную таблицу в формате, установленном организаторами экзамена. Результатом выполнения этого задания является файл электронной таблицы, содержащий ответы на поставленные вопросы. Однако при оценивании работы эксперт получает рекомендации содержащие:
  • правильные ответы на поставленные вопросы;
  • вариант подсчета необходимых значений и упоминание о допущении иных расчетов;
  • условия, при которых задача оценивается на 2 балла: получено два верных ответа, правильные ответы могут находиться в других ячейках, допускаются правильные ответы с большей точностью;
  • условие, при котором задача оценивается на 1 балл - получено один верный ответ;
  • условие, при котором задача оценивается на 0 баллов - нет верных ответов.
Необходимо обратить внимание на то, что в задании дано четкое местоположение ответов, в критериях оценивания допускается написание правильного ответа за пределами указанных ячеек только в том случае, если указано два верных ответа. Если учащийся записал верные значения, ошибившись с адресом ячейки, то учащийся не выполнил задание в полной мере. Обратите внимание, при невыполнении задания задача не может оцениваться на 2 балла. Эта ошибка может быть следствием трех случаев:
  1. намеренно; 
  2. случайность, как следствие невнимательности; 
  3. ошибка по незнанию. 
Вероятность каждой из этих ситуаций своя. Учащийся, серьезно отнесшийся к сдаче экзамена, не будет намеренно скрывать свой ответ, а также, скорее всего, знает, как определить адрес ячейки. В связи с этим, наиболее вероятно, что ошибка является следствием случайности из-за невнимательности:
  • учащийся привык писать ответы справа от обрабатываемых данных, а в задаче требуется записать ответ под данными; 
  • используя фильтр для устного подсчета, учащийся внес данные в ячейку, место положение которой оказывается значительно ниже после сбрасывания фильтра; 
  • … (список не может быть завершен в связи непредсказуемостью ситуации) 
Проанализировав наиболее вероятностные ситуации, можно рекомендовать экспертам оценивать верные ответы на два балла, расположенные не в указанном месте, только в том случае, если их поиск не требует множества усилий со стороны эксперта.
В связи с тем, что прямых требований к использованию формул учащийся не получает, эксперт может анализировать только полученный числовой ответ. Однако задание нацелено на выявление полученных навыков в школе по обработке данных с использованием формул, функций, операций с блоками данных, сортировки и поиска данных, а не рутинного устного подсчета значений для 1000 записей (сколь угодно много). Это количество должно человека мыслящего спровоцировать на использование более эффективных методов подсчета, в противном случае, оценивать его работу на наивысший балл нельзя. Значит, необходимы уточнения к способам получения ответа учащимся в формулировке задания.
Возможно, еще одним важным моментом при оценивании можно назвать, вероятность того, что учащийся будет обрабатывать данные ошибочного исходного файла. Для проверки ответов в этой ситуации, эксперту стоит провести свои расчеты или более детально проверить значения, полученные учащимся. В этом случае для оценивания задачи на 2 балла можно пренебречь расположением ответов при условии их правильности и способом получения.

Таким образом, условие задачи и указания по ее оцениванию должны включать в себя следующие изменения:
  1. в формулировке задания 19 обязательно должны быть описаны требования к способу получения ответа (обязательность применение встроенных функций);
  2. условия оценивания задачи на 2 балла:
    • даны ответы на два вопроса;
    • ответы размещены в указанных ячейках;
    • расчет производится при помощи формул, встроенных функций и т.д.;
  3. условия оценивания задачи на 1 балла (в одном из предложенных случаев):
    • даны ответы на 1 вопрос, ответ записан в ячейку указанную в задании;
    • правильные ответы не размещены в указанных ячейках;
    • ответы даны правильные, но расчет производится без использования формул, встроенных функций и т.д.;
  4. условия оценивания задачи на 0 баллов – Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла.